Информационная безопасность
Первой целью является защита персональных данных и информационного пространства от несанкционированных вмешательств, хищения информации и изменения конфигурации системы со стороны третьих лиц.
Вторая цель информационной безопасности – защита учащихся от любых видов пропаганды, рекламы, запрещенной законом информации.
Документы
Детские безопасные сайты
http://i-deti.org/ — Портал «Безопасный инет для детей», ресурсы, рекомендации, комиксы.
http://dotdeti.ru/ — Фонд «Разумный интернет», развитие в России детского интернета и поддержкой гуманитарных проектов во всемирной сети.
http://сетевичок.рф/ — Твой главный советчик в сети. Здесь ты можешь узнать о безопасности в сети понятным и доступным языком, а при возникновении критической ситуации обратиться за советом.
www.e-parta.ru — Информационно-познавательный портал для подростков.
http://uotika.ru/ — В гостях у Отика: Новый сайт для детей и подростков с роботом Отиком. Он специально создан чтобы отвечать на ваши вопросы, общаться с вами в режиме онлайн. Заходите к роботу Отику, скучно не будет. А то, что на сайте есть различные разделы, полезные и интересные, робот Отик держит в секрете от взрослых. А зачем об этом рассказывать, сайт ведь для детей!
http://ukrrabbit.moy.su/ — Живая планета-зоопортал.
http://www.babylessons.ru/ — Детские развивающие игры, уроки, поделки.
http://1001skazka.com/— Коллекция сказок.
http://www.safe-internet.ru/ — Сайт Ростелеком «Безопасность детей в Интернете, библиотека с материалами, памятками, рекомендациями по возрастам.
http://www.fid.su/projects/deti-v-internete — Сайт Фонда Развития Интернет.
http://www.microsoft.com/ru-ru/security/default.aspx — Сайт Центра безопасности Майкрософт.
Родителям
Документы
Педагогам
Когда речь заходит об информационной безопасности, обычно мы начинаем думать о компьютерах, сетях, интернете и хакерах. Но для образовательной среды проблема стоит шире: в ограждении учащегося от информации, которая может негативно повлиять на его формирование и развитие, то есть о пропаганде различной направленности.
Понятие информационной безопасности
Под информационной безопасностью понимается защищенность информационной системы от случайного или преднамеренного вмешательства, наносящего ущерб владельцам или пользователям информации.
На практике важнейшими являются три аспекта информационной безопасности:
- доступность (возможность за разумное время получить требуемую информационную услугу);
- целостность (актуальность и непротиворечивость информации, ее защищенность от разрушения и несанкционированного изменения);
- конфиденциальность (защита от несанкционированного прочтения).
Нарушения доступности, целостности и конфиденциальности информации могут быть вызваны различными опасными воздействиями на информационные компьютерные системы.
Основные угрозы информационной безопасности
Современная информационная система представляет собой сложную систему, состоящую из большого числа компонентов различной степени автономности, которые связаны между собой и обмениваются данными. Практически каждый компонент может подвергнуться внешнему воздействию или выйти из строя. Компоненты автоматизированной информационной системы можно разбить на следующие группы:
Аппаратные средства. Это компьютеры и их составные части (процессоры, мониторы, терминалы, периферийные устройства – принтеры, контроллеры, кабели, линии связи и т.д.);
Программное обеспечение. Это приобретенные программы, исходные, объектные, загрузочные модули; операционные системы и системные программы (компиляторы, компоновщики и др.), утилиты, диагностические программы и т.д.;
Данные, хранимые временно и постоянно, на дисках, флэшках, печатные, архивы, системные журналы и т.д.;
Персонал. Пользователи, системные администраторы, программисты и др.
Опасные воздействия на компьютерную информационную систему можно подразделить на случайные и преднамеренные. Анализ опыта проектирования, изготовления и эксплуатации информационных систем показывает, что информация подвергается различным случайным воздействиям на всех этапах цикла жизни системы. Причинами случайных воздействий при эксплуатации могут быть:
- аварийные ситуации из-за стихийных бедствий и отключений электропитания;
- отказы и сбои аппаратуры;
- ошибки в программном обеспечении;
- ошибки в работе персонала;
- помехи в линиях связи из-за воздействий внешней среды.
Преднамеренные воздействия – это целенаправленные действия нарушителя. В качестве нарушителя могут выступать служащий, посетитель, конкурент, наемник. Действия нарушителя могут быть обусловлены разными мотивами:
- недовольством служащего своей карьерой;
- взяткой;
- любопытством;
- конкурентной борьбой;
- стремлением самоутвердиться любой ценой.
Можно составить гипотетическую модель потенциального нарушителя:
- квалификация нарушителя на уровне разработчика данной системы;
- нарушителем может быть как постороннее лицо, так и законный пользователь системы;
- нарушителю известна информация о принципах работы системы;
- нарушитель выбирает наиболее слабое звено в защите.
Наиболее распространенным и многообразным видом компьютерных нарушений является несанкционированный доступ. Несанкционированный доступ использует любую ошибку в системе защиты и возможен при нерациональном выборе средств защиты, их некорректной установке и настройке.
Проведем классификацию каналов несанкционированного доступа, по которым можно осуществить хищение, изменение или уничтожение информации:
Через человека:
- хищение носителей информации;
- чтение информации с экрана или клавиатуры;
- чтение информации из распечатки.
- Через программу:
- перехват паролей;
- дешифровка зашифрованной информации;
- копирование информации с носителя.
Через аппаратуру:
- подключение специально разработанных аппаратных средств, обеспечивающих доступ к информации;
- перехват побочных электромагнитных излучений от аппаратуры, линий связи, сетей электропитания и т.д.
Особо следует остановиться на угрозах, которым могут подвергаться компьютерные сети. Основная особенность любой компьютерной сети состоит в том, что ее компоненты распределены в пространстве. Связь между узлами сети осуществляется физически с помощью сетевых линий и программно с помощью механизма сообщений. При этом управляющие сообщения и данные, пересылаемые между узлами сети, передаются в виде пакетов обмена. Компьютерные сети характерны тем, что против них предпринимают так называемые удаленные атаки. Нарушитель может находиться за тысячи километров от атакуемого объекта, при этом нападению может подвергаться не только конкретный компьютер, но и информация, передающаяся по сетевым каналам связи.
Обеспечение информационной безопасности
Формирование режима информационной безопасности – проблема комплексная. Меры по ее решению можно подразделить на пять уровней:
1. Законодательный . Это законы, нормативные акты, стандарты и т.п.
Нормативно-правовая база определяющая порядок защиты информации:
2. Морально-этический. Всевозможные нормы поведения, несоблюдение которых ведет к падению престижа конкретного человека или целой организации.
3. Административный. Действия общего характера, предпринимаемые руководством организации. Такими документами могут быть:
приказ руководителя о назначении ответственного за обеспечение информационной безопасности;
должностные обязанности ответственного за обеспечение информационной безопасности;
перечень защищаемых информационных ресурсов и баз данных;
инструкцию, определяющую порядок предоставления информации сторонним организациям по их запросам, а также по правам доступа к ней сотрудников организации.
4. Физический. Механические, электро- и электронно-механические препятствия на возможных путях проникновения потенциальных нарушителей.
5. Аппаратно-программный (электронные устройства и специальные программы защиты информации).
Специалисты, имеющие отношение к системе защиты должны полностью представлять себе принципы ее функционирования и в случае возникновения затруднительных ситуаций адекватно на них реагировать. Под защитой должна находиться вся система обработки информации.
Лица, занимающиеся обеспечением информационной безопасности, должны нести личную ответственность.
Надежная система защиты должна быть полностью протестирована и согласована. Защита становится более эффективной и гибкой, если она допускает изменение своих параметров со стороны администратора.
В заключение своего доклада хотелось бы дать некоторые рекомендации по организации работы в информационном пространстве, чтобы уберечь себя и своих близких от интернет-преступников.
Рекомендации по организации работы в информационном пространстве
1. Перед началом работы необходимо четко сформулировать цель и вопрос поиска информации.
2. Желательно выработать оптимальный алгоритм поиска информации в сети Интернет, что значительно сократит время и силы, затраченные на поиск.
3. Заранее установить временный лимит (2-3 часа) работы в информационном пространстве (просмотр телепередачи, чтение, Интернет).
4. Во время работы необходимо делать перерыв на 5-10 минут для снятия физического напряжения и зрительной нагрузки.
5. Необходимо знать 3-4 упражнения для снятия зрительного напряжения и физической усталости.
6. Работать в хорошо проветренном помещении, при оптимальном освещении и в удобной позе.
7. Не стоит легкомысленно обращаться со спам-письмами и заходить на небезопасные веб-сайты. Для интернет-преступников вы становитесь лёгкой добычей.
8. При регистрации в социальных сетях, не указывайте свои персональные данные, например: адрес или день рождения.
9. Не используйте в логине или пароле персональные данные.
10. Все это позволяет интернет-преступникам получить данные доступа к аккаунтам электронной почты, а также инфицировать домашние ПК для включения их в бот-сеть или для похищения банковских данных родителей.
11. Создайте собственный профиль на компьютере, чтобы обезопасить информацию, хранящуюся на нем.
12. Не забывайте, что факты, о которых вы узнаете в Интернете, нужно очень хорошо проверить, если выбудете использовать их в своей домашней работе. Целесообразно сравнить три источника информации, прежде чем решить, каким источникам можно доверять.
13. О достоверности информации, помещенной на сайте можно судить по самому сайту, узнав об авторах сайта.
14. Размещая информацию о себе, своих близких и знакомых на страницах социальных сетей, спросите предварительно разрешение у тех, о ком будет эта информация.
15. Не следует размещать на страницах веб-сайтов свои фотографии и фотографии своих близких и знакомых, за которые вам потом может быть стыдно.
16. Соблюдайте правила этики при общении в Интернете: грубость провоцирует других на такое же поведение.
17. Используя в своей работе материал, взятый из информационного источника (книга, периодическая печать, Интернет), следует указать этот источник информации или сделать на него ссылку, если материал был вами переработан.
Методические и справочные материалы
Минобрнауки России от 14.05.2018 N 08-1184 "О направлении информации" (вместе с "Методическими рекомендациями о размещении на информационных стендах, официальных интернет-сайтах и других информационных ресурсах общеобразовательных организаций и органов, осуществляющих управление в сфере образования, информации о безопасном поведении и использовании сети "Интернет")
Материалы к урокам безопасного интернета
Интернет-ресурсы для педагогических работников
http://www.fid.su/projects/contestsМетодические и справочные материалы
Материалы к урокам безопасного интернета
Проекты и конкурсы Фонда развития Интернета
- Сайт конкурса «Позитивный контент». Конкурс направлен на поддержку команд создателей и разработчиков существующих интернет-ресурсов с позитивным контентом для детей и подростков, а также на стимулирование к созданию и реализации новых интернет-проектов с позитивным контентом для детей и молодежи.
- Конкурс социальной рекламы. Цель конкурса: привлечение внимания широкой общественности к необходимости построения безопасного интернет-пространства и повышения информированности детей, подростков и родителей о безопасном использовании онлайновых технологий.
- Лучший школьный сайт. Цель конкурса- привлечь учеников к процессу создания собственного школьного сайта,
- Интернет в мире и мир в интернете. Конкурс посвящен широкому кругу проблем развития инфокоммуникационных технологий, проблемам информационной безопасности, социальным и психологическим аспектам коммуникации в информационном обществе.
Международный проект «Сетевичок»
Проект представляет собой группу онлайн-мероприятий:
- Международный квест по цифровой грамотности «Сетевичок», ориентированный на детей и подростков;
- Национальная премия за заслуги компаний и организаций в сфере информационного контента для детей, подростков и молодежи «Премия Сетевичок»;
- Всероссийское исследование детей и подростков «Образ жизни российских подростков в сети»;
- Конференция по формированию детского информационного пространства «Сетевичок».
Дополнительные методические материалы
- Лига безопасного интернета
- "Интернет-безопасность детей" - методические материалы
- "Медиабезопасность"
- безопасность в сети Интернет - памятка для возраста 9-12 лет
- безопасность в сети Интернет - памятка для возраста 13-16 лет